YAESU ATAS-120A и "горячий финский парень" из Сибири

Последнее время сильно тянет меня к «мобильности» на КВ, выездам, работы с автомобиля, с природы... Вот, например, с семейством на оз.Шира (респ. Хакасия) в июле месяце этого (2006-го) года собираюсь. Даже ради «законности» (hi) получил уже разрешение на временную работу оттуда своим позывным :) У нас, в Красноярске, это модно, что-ли, на Шира и его окрестности летом выезжать. А что делать три часа в дороге (не за рулем я, конечно)? Прекрасная возможность поработать /М, еще и с других районов, в частности, HA-11 по RDA

В общем, как всегда, взвесив все «за» и «против», приобрел я себе к своему FT-857D фирменную автомобильную антенну ATAS-120A (тут фирменная pdf-ка), «заточенную» под эту линейку трансиверов. Правильней сказать активную антенную систему. От ATAS-120 (без А) отличается вроде как повышенной прочностью и влагонепроницаемостью. На счет прочности я не уверен, почему, поймете дальше…

В связи с совсем не копеечной, мягко говоря, стоимостью данного девайса я перерыл весь Интернет в поисках информации об этой «Автоматической настраиваемой антенной системе». Информации совсем немного, самое основное (с точки зрения «практики»), наверное, на сайте радиолюбителей Кавказских минеральных вод, где описан трансивер Yaesu FT-857D. С несколькими авторами я даже связался для выяснения деталей. Там же есть несколько ссылок. Вообще, очень интересный сайт с точки зрения «практичности». Молодцы ребята, в экспедиции ходят, новыми видами связи занимаются и т.п. Радует!

Поставляется сиё чудо технической мысли инженеров «Yaesu» в маленькой коробочке около метра длинной. Комплектация минимальная. Основная часть антенны, где стоит двигатель, катушка и какая-то согласовка, штырёк, наклейка с гордой надписью «ATAS-120A», ключик-шестигранник для прикручивания штырька, влагозащищающая резинка и, собственно, всё.

Сразу же, как только привез антенну домой, пробую включить её прямо в комнате, на каком-то найденном в хламе старом автомобильном магнитном креплении и используя в качестве подставки и подобия противовеса нерабочий блок безперебойного питания :) Прикручиваю штырёк. Кстати, в отверствии для его установки находится смазка, вероятно, для влагозащиты. Быстро вычитываю в инструкции (русская инструкция, pdf, около 3Мб) от трансивера, как ему, трансиверу, объяснить, что он теперь с ATAS-120A будет работать :) Включаю. И что же? Вместо описанной везде надписи «ATAS», которая должна появиться на дисплее по всем описаниям, появляется надпись «INIT», и ничего не происходит…. Даже позже я не нашел ни в русской, не в английской (инструкция на английском) инструкции конкретной информации, что эта надпись должна появляться… Тогда мне казалось, что аж несколько минут, но потом практически выяснил, что около одной минуты или даже меньше :) Время летело секунда за час :) Начали терзать смутные сомнения… Выключаю трансивер, включаю заново, проверяю настройки… А оно всё «INIT» да «INIT»… И вот оно – ЧУДО !!! :) Задумавшись над тем, что же, ёпрст, всё это значит и что может быть не так, может антенна как-то должна «распознаться» и не распознается, я слышу громкий, как мне тогда показалось, даже немного испугавший меня шум моторчика этой антенны в тишине небольшой комнаты… АбАлдеть :) ОнО поехало! На индикаторе станции появилась надпись «ATAS». Реально шум от двигателя антенны еле слышно. Это я сейчас с юмором описываю те события, а тогда мне уже казалось, что не работает или антенна, или трансивер с ней. Как потом выяснилось на практике, при включении трансивера и антенны она просто сначала полностью сдвигается (как раз тогда и горит эта надпись), а так как она была в «сложенном» состоянии, ничего и не происходило…

Большой вздох облегчения :) Вытираю испарину со лба – а эта железяка уже настроилась на 14,150 МГц. Прямо в комнате. Кстати, что сразу сказать по её «автонастройке». Как мне показалось, она достаточно примитивна. Настраивается не по минимуму КСВ, как, казалось бы, должно быть по логике, а по КСВ меньше (примерно) 1,2…1,3. Т.е. как только КСВ в процессе ее «автонастройки» падает до этого значения, настройка прекращается. Более точно можно довести в ручную, используя клавиши «UP» и «DOWN» на аппарате.

Четвертый этаж кирпичного дома, антенна стоит на диване (hi), расстояние до UA0AAC 3,6 км напрямую (промерял по GPS), пытаюсь установить связь. В таком варианте на 14 МГц он меня слышит RS 59+20 при мощности под 100Вт, на свою внешнюю диполеподобную антенну. Обнадеживает! Пробовал настроить на 7МГц прямо в таком варианте – конечно же, с таким противовесом, не хочет. Хотя минимум КСВ есть – около 2,5…3, но трансивер на нём не останавливается, «проскакивает», и полностью прогнав антенну, выдает надпись «HSWR», понятно, что означающую. На ВЧ диапазоны  строится прямо в таком «сетапе» без особых проблем.

Пока я «устанавливал QSO» на расстояние в 3 км, телевизор в комнате показал какую-то аброказябру на экране вместо номера программы и жалобно зашипел, ускакав с частоты принимаемого ТВ канала неизвестно куда, вероятно, на частоты инопланетян :) Компьютер что-то попытался прохрюкать в свой динамик и повис наглухо, предварительно показав на мониторе что-то из современного абстракционизма и поморгав светодиодами на клавиатуре. Электронный термометр тоже попытался что-то пропищать и стал показывать температуру, близкую к температуре на Солнце :) Однако, излучает! :) Неоновая лампочка зажигается на расстоянии сантиметров 5-и от «штырька». Пробую как-то попытаться закрепить антенну на крытом балконе или за окном, но, не придумав ничего надежного и конструктивно удачного, бросаю эту, в общем-то, не нужную мне идею.

С нетерпением жду возможности проверить работу на автомобиле, всё-таки, это авто-антенна и в большей мере для этого и приобреталась. Через пару дней договариваюсь с братом Романом, дабы он подъехал, и сделать небольшой выезд буквально несколько километров на какую-нибудь возвышенность.

Вот он этот день :))) Заодно у Ромы «находится» более серьезный магнит от какой-то автомобильной СиБи-шной антеннки (с моим магнитным креплением не то, что ехать – стоять нельзя – сдувает :) Я гордо водружаю это дело на крышу :) Начинаем подводить питание («+» прямо от аккумулятора) и пробовать включаться прямо во дворе. Думаете кинуть пару проводов питания в автомобиле проще простого? :) Провозились с час :) Общий цепляю за какой-то болт возле водительского сидения. Провод беру обычный для 220В медный многожильный, параллелю две жилы. Практика показала, что просадка на них при длине пару метров не принципиальная, тем более работаю обычно в режиме 50 Вт.

В движении антенну оставить на крыше даже на таком магните не решаюсь. Ну вот, наконец-то выдвигаемся в сторону «Николаевской сопки». На этой сопке около Красноярска, или, даже правильнее сказать, в черте города Красноярска находится основная часть всех вещательных передатчиков города. Почти все ТВ каналы, всякие транки-пейджинги-сотовые и т.п. и т.д. Поэтому вплотную к «антенному городку» решили не подъезжать, хотя всё равно получилось не дальше пары сотен метров от этого электромагнитного океана :) Город практически как на ладони, и быстренько полюбовавшись видами (не до красот - надо антенну пробовать :) ставлю антенну на крышу и  включаю аппарат.

На двадцатку и выше антенна строится практически в единицу без проблем. На 27МГц тоже. На семерку не хочет, хотя я и приделал, в общем-то, относительно нормальное электрическое заземление на корпус машины в точке питания антенны, хоть и на соплях :) (даже позже я так и не понял, почему она не строилась). Наилучший КСВ на 7МГц около 3-х.

С 80-ю метрами вообще отдельный разговор. Хоть везде и указано, что ATAS-120 рассчитана от 7Мгц и выше, но, тем не менее, многие говорят, что при удлинении штыря и организации нормальных, видимо соответствующих этому диапазону противовесов, антенна как-то строилась на этот  диапазон (смотрите опять же тут). Честно говоря, я на это надеялся. Но у меня сложилось всё намного хуже. Мой аппарат просто отказывается настраивать ни в ручную, ни автоматически антенну на частотах ниже 7,0 МГц. На индикаторе зажигается надпись «atas» маленькими буквами (обычно большими) и никакие кнопки настройки просто не работают. Так что вот такие дела :( Вероятно, более свежая прошивка, в которой, почему-то, наглухо убрали возможность попытки настроиться на этом диапазоне. Можно, конечно, понемногу выдвигать (или задвигать) антенну, включив на другой диапазон, и бегать проверять резонанс на 3,5МГц… Но это уже сами понимаете, из какой области…

Ну что же, антенна как-то работает, и, в общем то, очень неплохо для такой коротышки! Жаль, подводит прохождение :( 5 мая 2006 г., работают мемориальные станции в честь Дня Победы. Делаю несколько QSO /M (hi), в том числе и на сороковке. Вроде ветра нет, и решаемся ехать до дома прямо с установленной антенной на слабеньком магните. Прямо в движении практически по центру города делаю QSO с 3-м районом :)

Решил заехать к Ивану RV0AGX и похвастаться обновкой :) RV0AGX почти ошалел от вида такой «бандуры» на крыше «Волги» :) :) Роман уже смотрит на нас как на двух идиотов, и, наверное, в уме думает «сколько б дитячко не тешилось…»  :) Делаем фото на память на фоне всего этого хозяйства и домой….

Это была последняя фотография именно этой целой антенны. Теперь уже не знаю, плакать или смеяться……

8 мая 2006 г. Вчера был День Радио. Собираемся с сыном и UA0AAC съездить на его «Ниссане» в местный гипермаркет, который немного за городом, а заодно выехать на горочку да сделать несколько QSO /М. Ставлю антенну на крышу машины. Заговорившись и забыв все меры предосторожности, выдвигаемся в путь. «Горячий финский парень», мля…. Иногда надо думать. Выезжаем на трассу, едем, в общем-то, не более 80 км/ч. Только заканчиваю QSO с мемориальной станцией 9-го района… Хрясь! Фенита ля комедия :( UA0AAC в трансе больше, чем я.. Фото 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15. У кого есть выход на YAESU – покажите им эти фото, явно видно что и где надо усилить в конструкции антенны. RG-58 порвало как ниточку. Машину хоть свою не поцарапали… Как правильно позже заметил UA0AAC, хорошо еще никому в лобовое стекло не прилетела или еще куда, а еще и какому-нить «Мерсу».

Приятного мало, мягко говоря, но в транс впадаю всего на несколько дней. После такого в голову приходили мысли бросить вообще всё это занятие к чертовой матери… Но были и другие мысли – подумаешь, из-за железяки расстраиваться :) Все целы и хорошо! Вторая мысль торжественно побеждает!! :) Очень-приочень мягко говоря – все силы (особенно материальные, а так же моральные и все остальные) в кулак и у меня появляется еще одна ATAS-120A. HI! Фирма уже делает скидки – серьезно :) Дальше к экспериментам!!! (только без «горячих финских» идей :)

Выходные… 20 мая 2006 г. Погодка шепчет, настроение у всех хорошее, что бы такого сделать приятного? :) И тут тесть с тёщей зовут к себе на дачу, посдачный Красноярского края. А почему и нет? Пять секунд, только аппаратуру соберу! :) Не картошку же на даче садить и в грядках рыться ! :) По этому поводу анекдот вспомнился (С) Сайт радиолюбителей Кавказских минеральных вод

Встречаются два радиолюбителя, у одного в руках удочка:

- Что, антенну будешь делать?

- Ну, не рыбу же ловить!.....

Про меня уже можно сказать так:

Встречаются два радиолюбителя, один в дачной одежде, с рюкзаком, запасом провизии:

- Что, DX-ов поехал брать?

- Ну, не в грядках же копаться!

Беру с собой и ATAS-120A. Разворачиваюсь максимально просто. Для более «боевых» условий ставлю антенну на какой-то старый металлический бак, всё это на стол – вот и весь «сетап» :) Делаю заземление, если честно – достаточно хреновенькое.. Антенна работает нормально, на 20-ке сравнивал с обычным полуволновым диполем, висящим метра 4 от земли, сразу над крышей бани – практически одинаково, дикой разницы точно нет. Делаю несколько связей, но больше проверяю, как и где строится антенна :) Поскольку питание аккумулятор 7 А/ч, то достаточно быстро его разряжаю, т.к. по словам очевидцев при настройке ATAS ест около 3-х ампер (сам всё забываю померить). Кстати говоря, мой трансивер еще сохранял работоспособность (на прием) при напряжении питания 7,5В!

Надо и совесть хоть немного иметь :) Помогаю наколоть дров для бани. Исторический момент, как сказала Ирина :)

Пока в печке идёт процесс, собираю шантрапу и идём прогуляться в лес. Красивейшие места. Быть может, в этом смысл жизни…. Ровненький сосновый лес…. Но как же без портативки? :) Настроение прекрасное, в желудке трясется немного пива, молодёжи просто раздолье… Единственное, что немного омрачняет нашу прогулку – в лесу везде мусор. Всё завалено бутылками и прочими отходами. Дело в том, что Удачный находится практически в черте города и для выезда «компаний», так сказать, на природу, очень подходит. А убрать за собой пару пустых бутылок – куда там с добром :( За Россию обидно!

После очередных размышлений и раздумий приобретаю усиленное магнитное крепление с 3-я магнитами и, как обычно, сразу же начинаю эксперименты hi! Приходит немного другое, нежели на картинке, но не важно. Водружаю это дело на «Волгу». Откровенно говоря, я ожидал от этого крепления большего. На мой взгляд, оно всё-таки слабовато для такой антенны. Рукой от крыши оно отдирается достаточно легко, но с одним, даже большим магнитом, конечно же, не сравнить… Едем относительно аккуратно, доезжаем похвастаться до UA0AAC. Увидев такую бандурину на крыше машины, он даже немного теряется и не знает, что сказать :))) Но поработать с машины искушение есть, и поэтому быстренько грузимся и выезжаем на так называемую Караульную гору, находящуюся практически посередине города Красноярска. Исторический факт: на этой часовне  (часовня Проскевы Пятницкой) 7 августа 1887 года в составе астрофизической экспедиции наблюдал солнечное затмение тот самый А.С. Попов! Символично получилось! UA0AAC делает несколько связей, и, хотя он крайне критично относится к таким антеннам, «старый волк-коротковолновик» признаёт, что для такого «штырёчка» весьма неплохо.

Позже я немного переделываю магнитное крепление, и проверяю его с Юрой на его «Тойтоте». Испытания даже снимаются на видео с использованием сотового телефона. Но об этом чуть позже….

другие статьи