RDA/APRS DXpedition RU0AU/9/M, или первый блин комом

RDA/APRS DXpedition RU0AU/9/M,

или первый блин комом

                    03.03.2007 г. Начиналось всё хорошо, в прочем, как всегда :) С утра практически не хотелось спать, хотя спал часов пять и встал в 6 утра. В 7 утра SMS сообщением о том, ru0au_046_aprs_exposureчто «радиолюбительская общественность России, Европы и всего мира нас ожидает» был разбужен Юра Бат, которому предстояло «рулить» практически весь наш путь. Правда, поскольку договаривались на 9 часов, незамедлительно последовал ответ, что общественность «минут 60 еще подождёт» :) А я начинаю, или заканчиваю, не знаю даже (hi) собирать железо… Основная техника, это Yaesu FT-857D, антенна Yaesu ATAS-120A, ноутбук Asus W5F, GPS приёмник Garmin GPSMAP 60Csx, ну и портативка, блок безперебойного питания для получения 220В в автомобиле, блок питания Alinco DM-330MV, а так же автоматический тюнер LDG Z-100 и готовый диполь на 80-ку с кучей проводов.

ru0au_047_aprs_exposure                    В итоге «хлама» с собой оказалось вагон и маленькая тележка. Взял с собой всё, что только можно, например – зачем мне переключатель антенн, трое наушников и два микрофона помимо штатного ? :) С утра почти в последнюю минуту перед выездом позвонил Владимир RD3BC, дав последние советы по настройкам UI-View32, за что ему большое спасибо, и вот мы уже загружаем железо в машину. Меня сразу «базируем» назад, из расчёта организовать мобильный «минишэк», так сказать. Как я аккуратнее не старался, всё равно всё оказалось свалено в куче, друг на друге, хотя и автомобиль достаточно просторный. На будущее надо придумать какую-нибудь небольшую стоечку, что ли, и как-то ставить её возле себя на заднем сидении :)

                    Изначально мною планировалось по пути в Томск больше времени уделять APRS, а обратно - RDA работе. Как-никак, около 1500 км пути, Красноярск-Кемерово-Томск и обратно. Но это были планы… Включаю ноутбук, пока от штатного «ноутбучного» аккумулятора, устанавливаю Yaesu ATAS-120A на «крутом» магнитном креплении, и выдвигаемся. По дороге первым делом завожу софт, настраиваю антенну и уже через несколько километров от города я вещаю в APRS на 14103,5LSB! По контрольному «водопаду» параллельно запущенного MixW2 ответные сигналы диджипитеров относительно мощные и чёткие. Параллельно «шпарит» Google Earth с закэшированным изображением местности, и Garmin MapSource с картой окрестностей – вряд ли заблудимся :) Проехали Козульку. Я в предвкушении, не успеваю даже глядеть по сторонам…ru0au_054_aprs_exposure

ru0au_058_aprs_exposure                    10:44 местного времени. Только я обрадовался такому «раскладу» и в голове забегали мысли усовершенствования и улучшения нашей «экспедиции» - хрясь! «Фенита ля комедия»… Блин, где-то это я уже слышал… В этот раз крепление не сорвало с крыши, хотя именно это крепление из трех магнитов у меня ни разу не сдувало (пьфу-пьфу-пьфу), а выломалось гнездо на креплении, правильнее сказать его порвало пополам, и моя ATAS-120A улетела к чёртовой матери, хорошенько покувыркавшись по асфальту. Хорошо, скорость была относительно небольшая (хотя как сказать – около сотни) и других автомобилей на трассе практически не было. Мы быстро остановились, и я добежал до упавшей антенны, которая, к счастью, лежала прямо на трассе. Внешне она оказалась практически целая, исключая, конечно, кучу очень массивных царапин. По крайней мере, не сломалась пополам и разъем целый (вид с космоса того места, где упала антенна).

                    Обидно до жути, мягко говоря, да и стоимость этой антенны далеко не 3 копейки. Опять же, хорошо, что машину хоть не помяли и никому эта антенна в лоб не прилетела, не дай Бог. Решил попробовать включить её на креплении от двоечного четвертьволнового штыря, благо разъемы на магнитном основании совпадают, хотя бы просто проверить, работает ли она, а там бы уже начал что-либо думать с магнитным основанием. Но увы… Не судьба. Антенна «ездила» как обычно, пытаясь настроиться, но КСВ был почти бесконечным… Появлялись мыслиru0au_064_aprs_exposure вернуться домой, так как с такой «антенной» мобильная работа на RDA отменялась почти на 100% даже теоретически, а цель поездки только в APRS и RDA работе, исключая, конечно параллельной цели - развеяться. Единственное, что можно было сделать, и было сделано – я удлиняю двоечный штырь до метра, используя стальной штырек от ATAS-120A, и подключаю тюнер LDG Z-100. КСВ выгоняется близко к единице, и появляется шанс хоть как-то повещать в пути в APRS. Но про 7 и даже 10 МГц с такой «соплёй» точно придется забыть. Хотя эффективность такой антенны очень близка к нулю, но «споты» иногда проходят, и меня изредка принимают диджипитеры.

ru0au_090_aprs_exposure                    Что же, выбора нет, и поэтому оставляю всё так. Появилась идиотская мысль в следующий раз раздобыть где-нибудь какую-нибудь Р-140 в мобильном варианте и ехать с ней, или правильнее сказать, на ней… Остается наблюдать за работой техники, смотреть на карту и любоваться пейзажами за окном нашего автомобиля. А еще только самое начало пути... Трансивер питается от 12В 7А/ч свинцового аккумулятора, ноутбук еще дышит на своем аккумуляторе. Подсоединяем имеющийся у меня блок безперебойного питания непосредственно к аккумулятору, что бы было 220В. В 220В включаю блок питания от ноутбука и БП для трансивера Alinco DM-330MV. Понятно, что КПД такого способа получения напряжения 13,8В очень не высок, но хотелось проверить как будет себя вести вся эта связка в автомобиле. Дополнительных шумов от двигателя, UPS и импульсного БП по приему практически нет. Хоть это немного радует, хотя с собой хороший запас свежезаряженных 7А/ч свинцовых аккумуляторов, в общей сложности четыре штуки :) Пара толстенных проводов, идущих из под капота в салон смотрятся непередаваемо :) Хотя, как планировал Бат, поудивлять ГАИшников нашей ATAS-120A на крыше авто (HI) уже не удастся, то хоть провода из под капота в салон торчат :)

                    Отчаиваться не будем, и «прём» дальше. Ноутбук уверенно показывает дорогу, а Бат еще и песни петь начал, а потом еще и на гармошке играть :) Тлеет надежда по приезду что-то сделать с креплением, но, понимая, что приедем мы поздно, уставшие, магазин радиотоваров быстро не найдем даже утром, и страшно поджимает время – я потихоньку успокаиваюсь, понимая, что придется работать в таком «сетапе»… В 11:51 были в Ачинске , в 13:08 в Боготоле. 14:10 въехали в Тяжинский район, 14:13ru0au_103_aprs_exposure Мариинский район. APRS через раз, правильнее сказать, раз из десяти, но работает. Но прохождение на данное время ничего, и поэтому нас хоть как-то, но «видно». Еще в городе решили ехать через Кемерово, тем самым сделав определенный крюк, и от «плана» решили не отступать, с Мариинска свернули на юго-запад. В 17:17 въехали в Кемерово. Интересно, в Кемерово много беспроводных Wi-Fi сетей, которые периодически «улавливал» мой ноутбук прямо на ходу, в машине.

                    Споты вроде изредка проходят, но прохождение ухудшается, дело к вечеру. Бат, конечно же, подустал, и заводит тему про секретные эксперименты Теслы, от этого оба «загружаемся» еще больше и разговор плавно перетекает в обсуждение межгалактических проблем :) 18:28 Топки. 20:37 Вот оно!! Въехали в славный город Томск.

                    Гостиницу нашли быстро, прямо около железнодорожного вокзала «Томска-1», правда из за относительно частых остановок для «увековечивания» процесса нашей «экспедиции» (проще говоря фотографий), время было уже 20:50 по Красноярску, или 19:50 Томского. Было известно, что здесь не самые дешёвые цены, но искать что-то другое просто не было сил. Специально попросили номер повыше, из расчета попробовать скинуть вниз из окна проволочину, да быть может немного «повещать». Выражение лиц дам в холле гостиницы надо было видеть, когда мы затаскивали кучу тюков с проводами и прочими принадлежностями, автомобильный штырек и ru0au_120_aprs_exposureATAS-120A, практически не выпускаемый мною из рук, даже при заполнении анкеты :) Еще и ноутбук, «сложенный» и отключенный от трансивера, но со включенным питанием издавал на свои динамики из глубин сумки странные звуки со скоростью 300 бод/с с интервалом в одну минуту :) Пришлось сразу предупредить, что мы не террористы :) Тем не менее, вопрос про цель приезда, помимо формальной анкеты, нам задали. Я вспомнил старую истину «Хочешь, что бы тебе не поверили – скажи правду» и сказал правду :) Фраза «RDA/APRS радиоэкспедиция Красноярск-Кемерово-Томск» ввела всех сотрудников отеля «в стопор» окончательно :) Бат еще умудрился забыть паспорт, но, слава Богу, хоть водительское удостоверение было (hi), договорились :)

                    Проволочину из окна номера на 6-м этаже я всё-таки скинул, тюнером всё согласовалось – но везде была практически полная тишина :( Понятно, «антенна» шла практически лёжа на железобетонном здании гостиницы. Удивительно, но телевизор не реагировал на мой передатчик ни на 3,6, ни на 14 МГц, хотя мощность однозначно была. Экспериментировать некогда, хочется есть и спать, надо относительно рано вставать…ru0au_128_aprs_exposure

                    04.03.2007. Утром из гостиницы делаю пару коротких CQ на 145,500 МГц на портативку Yaesu VX-5R, на штатную «резинку». Сразу отвечают несколько Томичей. Основная частота на двойке там 145425 кГц. Коротенько перебрасываюсь приветствиями (RA9HAE, RA9HHI, RW9HAY), параллельно собираясь – время не ждёт. Прямо в гостинице обнаружилась Wi-Fi сеть под названием что-то вроде «Hotel_net», и я даже к ней подключился, но «с ходу», конечно же, никакого Интернета не было. Представители гостиницы на вопрос о подключении к беспроводному Интернету, и даже вообще к Интернету, сделали абсолютно круглые глаза, непонимая, о чём идёт речь. Пришлось «заводить» GPRS, он, почему-то, опять страшно «глючил». Кидаю сообщение на форум, что я выезжаю, и, как говорят, спасибо этому дому…

                    Несчастную антенну умудрились таки забыть в номере гостиницы. Хорошо, что я вовремя заметил… Пришлось подниматься за ней, эта «пластмассожелезяка» закатилась Бату под кровать.

                    Ни в коем случае не в обиду уважаемым Томичам, но и я, и Юра независимо друг от друга обратили внимание на интересный «говор» многих горожан, явно отличающийся от Красноярского, и манерой общения уже немного похожий на Москву :) Всё-таки другая территория, другая область, даже другой часовой пояс. Наверное, и им кажется, что у нас какой-то акцент :)

                    Делаем фото на память, по словам местных обязательно надо сфотографироваться в местных бронзовых «тапочках», что бы еще побывать в этом славном городе и, как бы по традиции, чувствовать себя как дома.

aprs_103_ru0au                    Ну что же, в путь! Я запускаю аппаратуру, запускается всё долго, в салоне полный бардак, в голове тоже :) Прохождения пока нет. Точнее, прохождения нет для этой антенны. Торопились так, что не взяли с собой ни кусочка еды и ни грамма воды (и не только HI). Заметив на карте ближайший населенный пункт недалеко от трассы под названием Северск, решаем заскочить туда. Эх, лучше географию и новейшую историю учить было надо :) Город оказался закрытый, огороженный заборами, проволокой и охраной :) Пришлось заезжать в следующий населенный пункт под названием, если не ошибаюсь, Светлые. Идем достаточно быстро для такой дороги. Тряска замучила уже прилично, что-то сделать на компьютере и даже просто попасть в нужную клавишу становится воистину проблематично. Проехав реку «ЯЯ» и населенный пункт с таким же названием, умудряемся сбить птичку. Именно сбить, а не задавить. Откуда она взялась, чёрт. Жалко. В придачу ближе к Мариинску окончательно испортилась дорога, быстрее 80 км/ч ехать было просто опасно.

                     Ну вот и Мариинский район. 14:21. Решили сделать небольшую остановку буквально сразу за Мариинском, съехав с трассы буквально километр. Нашли закуток возле какого-то чуть ли не секретного объекта под названием «Трансибнефть», какой-то узел нефтепровода. Буквально в 100 метрах оказалась железная дорога (N56.195653 E88.023422, вид с космоса), через неё, судя по карте, маленький населенный пункт под названиемaprs_107_ru0au Александровка. В него, т.е. в сам «объект», мы, конечно же, не лазили :), а рядом никаких запрещающих вывесок не было :) Правда, потом оторванную красную ленту заметили на въезде, видимо дорогу перегораживала, но это было уже на выезде :) Пока Бат, насколько это возможно в таких условиях, пытается подремать, я, что бы хоть как-то загладить свою вину перед любителями RDA (чёртово крепление – «не виноватая я» © что такой форс-мажор получился, хотя... сам ведь так ненадежно крепление сделал) растянул как мог диполь на 80-ку, на 3651 кГц LSB связался с RE0RAS, связь с Красноярском на этом бэнде есть. Включил тюнер, ушел на 20-ку, и опять буквально несколько QSO :( Ясен пень, антенна практически на земле лежала.... Включился на APRS – понятное дело, лучше чем со штырёчком, стал даже что-то принимать. Вроде всё просто, но пока развернулся и свернулся – прошел час с лишним. Юра проснулся, если можно сказать что он спал, и надо ехать дальше...

Tomsk-Achinsk                    16:39 Тяжинский район. APRS как-то, но «шевелится». Теперь немного поспать захотелось мне, а Бат героически крутит штурвал... Пока я дремал, где то в районе Ачинска APRS «шевелиться» перестал, в смысле то ли закрылось прохождение, то ли выключились диджипитеры. Крыша от длительной поездки с непривычки начинает «ехать» окончательно, Юра начинает во всю подпевать радио, причём песням на всех языках, а я нести чушь про всё подряд, больше углубляясь в полуабстрактные темы из области смысла жизни и «бесконечности» Вселенной :) Вот и Красноярск, в 20:32 по местному мы возле моего дома. Быстро скидываю аппаратуру, и Юра едет домой. Если я устал, представляю себе состояние Бата, 1438 км за плечами можно сказать за несколько часов… Весь «трэк» движения и логи UI-View32, конечно же, были сохранены.

 

Особые благодарности:

 

       Бату за самоотверженное кручение баранки его же автомобиля и помощь во всём, без него этой поездки просто не было бы.

       RD3BC, RA9LT, RA0JV, DL8RCB и всем-всем, кто меня транслировал и поддерживал в этой поездке и по её окончании.

       Ресурсу http://aprs.qrz.ru, форуму и участникам.

 

Выводы:

 

       APRS на КВ в России, в частности в Сибири в мобильном варианте вполне функционален, при наличии хорошей мобильной антенны (и прохождения, конечно) возможна работа с западной частью России и Европой без диджипитеров.

       Уделять особое внимание автомобильным антеннам с точки зрения механической прочности, а так же «заземлению» ATAS-120A на кузов авто.

 

 

© 2007 RU0AU​